Полтора столетия назад
19.02.1861 (4.03 в 2011). - Александр II отменил крепостное право, но
рабы есть и сегодня....
Памятная медаль в честь указа Александра II
Крепостное
право просуществовало в России два с половиной столетия, с 1597 по 1861
год. Сколько на Западе публикуется обличений по этому поводу! В
основном со ссылками на русскую литературу, которая всегда предпочитала
нравственные требования к власти и ее критику с преувеличениями, но не
приукрашивание. Однако надо учесть, что закрепощение русских крестьян
произошло в самом конце ХVI века в виде их прикрепления к земле (в 1597 году отменили их право менять работодателя) и это воспринималось тогда как часть необходимого для всех православного послушания:
Россия, обороняясь от множества врагов, выходила к своим жизненно
важным геополитическим рубежам, и тогда жертвенно служить государству
были обязаны все, каждый на своем месте – и крестьяне, и дворяне (они
за военную службу получали поместья без права передачи их по
наследству), и сам Царь.
Более всего ужесточению нашего крепостного права поспособствовали "великие европеизаторы" Петр I и особенно Екатерина II. Поместья стали наследственными, к тому же был совершенно изменен смысл крепостного права, когда в 1762 году указом Петра III,
а затем екатерининской жалованной грамотой дворянству (1785) дворяне
были освобождены от повинности служения, получив крестьян в личную собственность – этим нарушилось прежнее понятие справедливости. Это произошло именно вследствие европеизации России нашими монархами-западниками,
поскольку в таком же несправедливом виде крепостное право задолго до
России было из соображений эксплуатации введено во многих европейских
странах и продержалось там в целом гораздо дольше – особенно в
Германии, откуда и было перенято в Россию в новом виде. (В германских
землях отмена крепостного права происходила в 1810–1820-е годы и
завершилась лишь к 1848 году. В "прогрессивной" Англии и после отмены
крепостного права безчеловечное отношение к крестьянам наблюдалось
повсеместно, например, в 1820-е годы крестьянские семьи тысячами
изгонялись с земли.)
Показательно, что русское выражение
"крепостное право" изначально означает именно прикрепление к земле;
тогда как, например, соответствующий немецкий термин Leibeigenschaft
имеет совсем иной смысл: "полная личная собственность". (К сожалению, в
переводных словарях эти разные понятия даются как равнозначные.)
В
то же время в России крепостные имели не более 280 рабочих дней в году,
могли надолго уходить на промыслы, вели торговлю, владели заводами,
трактирами, речными судами и сами нередко имели крепостных. Конечно,
положение их во многом зависело от хозяина. Известны и зверства
Салтычихи, но это было патологическое исключение; помещица была
приговорена к тюремному заключению.
И хотя уже с начала XIX века
крепостное право в России подвергалось ослаблениям и частичным отменам,
распространяясь к 1861 году лишь на треть крестьян, совесть российских
дворян все больше тяготилась им; разговоры о его отмене шли с начала
ХIХ века. Крестьяне тоже считали свою зависимость временной, переносили
ее с христианским терпением и достоинством, – свидетельствовал
путешествовавший по России англичанин. На вопрос, что его более всего
поразило в русском крестьянине, англичанин ответил: «Его опрятность,
смышленость и свобода... Взгляните на него: что может быть свободнее
его обращения! Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?»
(Notes of a visit to the Russian Church by the late W. Palmer. London,
1882).
Так, и Наполеон в 1812 году
надеялся, что русские крепостные будут приветствовать его как
освободителя, но получил всенародный отпор и понес огромные потери от
стихийно созданных крестьянами партизанских отрядов...
В ХIХ веке
положение крепостных стало улучшаться: в 1803 году произошло их
частичное раскрепощение на основе закона о "свободных хлебопашцах", с
1808 года запретили продавать их на ярмарках, с 1841-го разрешалось
иметь крепостных только владельцам населенных имений, ширилась
возможность самовыкупа. Большую подготовительную работу для отмены
крепостничества провел Государь Николай I.
При отмене крепостного права в 1861 году оно распространялось уже лишь
на треть крестьян (или 28 % населения страны; было освобождено 22,5
млн. при общей численности около 80 млн. подданных). Впрочем, очень
многие крестьяне освобождения не хотели, им было спокойнее жить
по-старому, когда все заботы перекладывались на помещика.
В царском Манифесте Александра II от 19 февраля 1861 г., который был оглашен в Прощеное воскресенье во всех российских храмах, по этому поводу говорилось:
«Дворянство
добровольно отказалось от права на личность крепостных людей...
Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять
трудности преобразования не без уменьшения своих выгод... Имеющиеся в
виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и
признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев
утверждает нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями
разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях
применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных
имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к
новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и
единодушное стремление к общей пользе».
То есть, как и ранее,
взаимоотношения крестьян и помещика во многом зависели от личности и
доброты (или жесткости) последнего. При этом крестьяне не освобождались
немедленно от их трудовых повинностей:
«В силу означенных новых
положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных
сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все
принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные
повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх
того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред
Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и
других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие
обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях
повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне
именуются временно-обязанными. Вместе с тем им дается право выкупать
усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в
собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное
пользование. С таковым приобретением в собственность определенного
количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по
выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных
крестьян-собственников».
Таким образом, с одной стороны, наиболее
зажиточная и деятельная часть крестьянства приобрела долгожданную
свободу самостоятельного хозяйственного роста (и это положительно
сказалось на развитии экономики); с другой стороны, эта реформа
разрушила прежний патриархальный быт и ухудшила жизнь самых бедных,
предоставив их самим себе. Крестьянская земля осталась в основном в
общинном владении. Помимо бесплатных наделов, часть ее подлежала выкупу
у помещиков в течение 49 лет при круговой поруке общины. (Лишь в 1905
году крестьяне были уравнены в правах с другими сословиями и были
упразднены выкупные платежи за землю. Продолжение этой темы см. далее в
календаре в связи с реформой П.А. Столыпина.)
Отметим,
что отмена крепостной зависимости в России произошла одним росчерком
пера Российского Самодержца, а двумя годами позже в просвещенных и
демократических Северо-Американских Соединенных Штатах освобождение
негров от более тяжелого и совершенно безправного рабства потребовало
четырехлетней кровопролитной гражданской войны.
ИЗ МАНИФЕСТА АЛЕКСАНДРА II
«...Мы
положили в сердце Своем обет обнимать Нашею Царскою любовию и
попечением всех Наших верноподданных всякого звания и состояния, от
благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего
ремесленным орудием, от проходящего высшую службу Государственную до
проводящего на поле борозду сохою или плугом.
Вникая в положение
званий и состояний в составе Государства, Мы усмотрели, что
Государственное законодательство, деятельно благоустраивая высшие и
средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не
достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так
названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем,
потомственно укреплены под властью помещиков, на которых с тем вместе
лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были
доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого
заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из
сего происходили добрые патриархальные отношения искренной правдивой
попечительности и благотворительности помещика и добродушного
повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении
разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих
отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в
руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения
ослабевали и открывался путь произволу. [...]
Усматривали сие и
приснопамятные Предшественники Наши и принимали меры к изменению на
лучшие положения крестьян: но это были меры, частию нерешительные,
предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков,
частию решительные только для некоторых местностей, по требованию
особенных обстоятельств, или в виде опыта. [...]
Мы начали сие
дело актом нашего доверия к Российскому Дворянству, к изведанной
великими опытами преданности его Престолу и готовности его к
пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили Мы,
по собственному вызову его, составить предложения о новом устройстве
быта крестьян; причем Дворянам предлежало ограничить свои права на
крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих
выгод. И доверие наше оправдалось. В Губернских Комитетах, в лице
членов их, облеченных доверием всего Дворянского общества каждой
губернии, Дворянство добровольно отказалось от права на личность
крепостных людей. В сих Комитетах, по собрании потребных сведений,
составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в
крепостном состоянии людей и их отношениях к помещикам. [...]
В
силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время
полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право
собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам,
за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их
оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения
обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях
количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным
наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков
определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть
переходное, крестьяне именуются временно-обязанными.
Вместе с тем
им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков
они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья,
отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в
собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от
обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное
состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением о
дворовых людях определяется для них переходное состояние,
приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего
срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и
срочные льготы. [...]
Имеющиеся в виду примеры щедрой
попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян
к благодетельной попечительности владельцев утверждает нашу надежду,
что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть
затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к
разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом
облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время
упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к
общей пользе. Для удобнейшего же проведения в действие тех соглашений
между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в
собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от Правительства
будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и
переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся и на здравый
смысл Нашего народа. [...] И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные
люди, при открывающейся для них новой будущности, поймут и с
благодарностию примут важное пожертвование, сделанное Благородным
Дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для
себя более твердое основание собственности и большую свободу
располагать своим хозяйством, они становятся обязанными, пред обществом
и пред самими собою, благотворность нового закона дополнить верным
благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав.
[...]
Осени себя крестным знамением, православный народ, и
призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего
домашнего благополучия и блага общественного».
|