На дворе 2010 год, ни кого не удивляет
человек летящий в
Космос, пересадка сердца стала обычной операцией, мы можем спокойно
разговаривать с собеседником находящемся на противоположной стороне
планеты и видеть
его при этом... Это то чего достигло человечество в области науки и
технологий,
а чего же добился Человек? Люди терпят унижения, голодают, нет ни какой
уверенности в своем будущем и будущем детей. Почему же мы через СТО лет
пришли
практически к тому с чего и начали?! Попалась на глаза "Петиция рабочих
царю", прочитав, поймал себя на мысли что её можно практически без
корректировки
подписывать и отдавать... только кому??? По крайней мере сто лет назад
было
понятно кто есть кто...
В конце 1902 года Георгий Аполлонович Гапон приступил к
созданию в Петербурге рабочего профсоюза. В августе 1903 года он открыл на
Васильевском острове чайную-клуб, вокруг которой начал создавать рабочий
профсоюз. Устав союза был утверждён министром внутренних дел, и вскоре он был
торжественно открыт под названием «Собрание
русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Формально профсоюз согласовывал свои действия
с властями. Однако тайно от властей Гапон вёл среди рабочих пропаганду открытой
борьбы за свои права. В ноябре 1903 года в профсоюзе было 30 человек, а к
ноябрю 1904 года «Собрание» насчитывало уже 9 тысяч человек в 11 отделах.
Попытки Гапона открыть филиалы «Собрания» в Москве и Киеве окончились неудачей.
В декабре администрация Путиловского завода уволила четырёх (сегодня
увольняют сотнями, тысячами и все вокруг "довольны") рабочих —
членов «Собрания», по утверждению представителей администрации, за плохую
работу. Однако Гапон объявил, что рабочие уволены за их принадлежность к
«Собранию», и потребовал от администрации восстановить их на своих местах.
Получив отказ, Гапон призвал рабочих ко всеобщей забастовке. 3 (16) января
1905 на Путиловском заводе началась забастовка,
а к 7 (20) января бастовали уже все заводы Санкт-Петербурга.
Организация Гапона приняла активное участие во всеобщей стачке.
8 (21) января Гапон и его сторонники составили петицию на имя императора, в
которой содержались стандартные экономические требования рабочих и основные
политические требования социал-демократии. Было принято решение подать петицию
царю. Гапон пытался согласовать демонстрацию с властями, ходил на приём к
министру юстиции Н. В. Муравьёву, однако не получил твёрдого заверения в
поддержке акции. Чтобы предотвратить кровопролитие, Гапон накануне демонстрации
направил письма министру внутренних дел П. Д. Святополк-Мирскому и императору
Николаю II. Несмотря на это, демонстрация 9 (22) января 1905 года была
расстреляна.
Петиция рабочих и
жителей Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II автор Георгий Аполлонович Гапон
Государь!
Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга, разных сословий, наши жены, дети
и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.
Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами
надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые
должны терпеть свою горькую участь и молчать.
Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и
невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил,
государь! Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда
лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.
И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать,
пока они не исполнят наших требований. Мы немногого просили, мы желали только
того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука.
Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши
нужды. Но в этом нам отказали. Нам отказали в праве говорить о наших нуждах,
находя, что такого права за нами не признает закон. Незаконными также оказались
наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8-ми в день; устанавливать цену
на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши
недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и
женщинам плату за их труд до одного рубля в день, отменить сверхурочные работы;
лечить нас внимательно и без оскорблений; устроить мастерские так, чтобы в них
можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и
снега.
Все оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской администрации,
противузаконно, всякая наша просьба — преступление, а наше желание
улучшить наше положение — дерзость, оскорбительная для них.
Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по
наружности, в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом,
не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать,
собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения.
Нас поработили и поработили под покровительством твоих чиновников, с их
помощью, при их содействии. Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в
защиту интересов рабочего класса и народа, бросают в тюрьму, отправляют в
ссылку. Карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу.
Пожалеть забитого, бесправного, измученного человека — значит совершить
тяжкое преступление.
Весь народ рабочий и крестьяне отданы на произвол чиновничьего
правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, совершенно не только не
заботящегося об интересах народа, но попирающих эти интересы. Чиновничье
правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную
войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели. Мы, рабочие и народ, не
имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже
не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят. Народ
лишен возможности выражать свои желания, требования, участвовать в установлении
налогов и расходовании их. Рабочие лишены возможности организоваться в союзы
для защиты своих интересов.
Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты
царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть, умереть
всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются
капиталисты-эксплоататоры рабочего класса и чиновники-казнокрады и грабители
русского народа.
Вот что стоит перед нами, государь, и это-то нас и собрало к стенам твоего
дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу,
выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому
вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену
между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты
поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к
нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение.
Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы, они направлены не ко злу, а
к добру, как для нас, так и для тебя, государь. Не дерзость в нас говорит, а
сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия
слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни
чиновники могли управлять ею. Необходимо [народное] представительство,
необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собою. Ведь ему только и
известны истинные его нужды. Не отталкивай же его помощь, прими ее, повели
немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от
всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и
рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы
они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен
в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в учредительное собрание
происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов.
Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все; это главный и
единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут
сочиться и быстро двигать нас к смерти.
Но одна мера все же не может залечить всех наших ран. Необходимы еще и другие,
и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них от лица всего
трудящегося класса России.
Необходимы:
I. Меры против невежества и бесправия
русского народа.
1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические
и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы
слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
3) Общее и обязательное народное образование на государственный счет.
4) Ответственность министров перед народом и гарантия законности правления.
5) Равенство пред законом всех без исключения.
6) Отделение церкви от государства.
II. Меры против нищеты народной.
1) Отмена косвенных налогов и замена их прогрессивным подоходным налогом.
2) Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и постепенная передача земли
народу.
3) Исполнение заказов военного и морского ведомства должно быть в России, а
не за границей.
4) Прекращение войны по воле народа.
III. Меры против гнета капитала над
трудом.
1) Отмена института фабричных инспекторов.
2) Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных рабочих,
которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии отдельных
рабочих. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления
этой комиссии.
3) Свобода потребительно-производительных и профессиональных рабочих
союзов — немедленно.
4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.
5) Свобода борьбы труда с капиталом — немедленно.
6) Нормальная заработная плата — немедленно.
7) Непременное участие представителей рабочих классов в выработке
законопроекта о государственном страховании рабочих — немедленно.
Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе. Лишь при
удовлетворении их возможно освобождение нашей родины от рабства и нищеты,
возможно ее процветание, возможно рабочим организоваться для защиты своих
интересов от наглой эксплоатации капиталистов и грабящего и душащего народ
чиновничьего правительства.
Повели и поклянись исполнить их и ты сделаешь Россию и счастливой и славной,
а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А
не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу, — мы умрем здесь, на этой площади,
перед твоим дворцом. Нам некуда больше итти и не зачем. У нас только два пути:
или к свободе и счастью, или в могилу… пусть наша жизнь будет жертвой для
исстрадавшейся России. Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим ее!
«Мы не сможем достичь долговременного благополучия, если половина страны
будет процветать, а другая половина - бедствовать. Если у всех людей есть
работа и справедливая заработная плата или справедливые прибыли, то каждый
может что-то покупать у своего соседа, и бизнес идет хорошо. Но если отнять
зарплату и прибыль у половины, то дела ухудшатся вдвое. Положение не спасает
даже небывалое процветание удачливой половины. Лучше всего, когда
достигается всеобщее разумное благосостояние».